Отчеты
[0]
.
|
Учебная деятельность [22] |
Воспитательная работа [1] |
Психологическая служба [0] |
Советы психолога родителям [33] |
Советы психолога педагогам [5] |
О дошкольниках [9] |
Наша школьная жизнь [248] |
Здоровьесбережение
[20]
Пилотный проект по здоровьесбережению "Наша здоровая школа"
|
Дошкольная группа. Мероприятия [8] |
Отчеты, документы психологической службы [5] |
Инклюзивное обучение
[21]
Обучение детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Нормативные документы
[12]
Инклюзивное обучение. Нормативные документы.
|
Информация для родителей [34] |
Информация для выпускников [7] |
Главная » Статьи » Отчеты,документы » Советы психолога педагогам |
Психологический комфорт в ОО – важное условие эффективности обучения и воспитания. “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать в ОО такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия обучающихся. Психологический комфорт в ОО - важное условие эффективности обучения и воспитания. Вхождение в тему (метод «Ассоциации») Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?» (Слова должны начинаться с букв данного слова.) К Красота О Органичность М Мама Ф Фантазия О Отдых Р Радость Т Тепло Что такое комфорт? Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский). Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ОО и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Никакие успехи в обучении не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит... Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, ОО и т.д.). В ОО дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ребенку в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в ОО атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики ребенка, его желание обучаться, а в итоге – на его успеваемость. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией». Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, обучаться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная ОО должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей обучают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном организации. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности. Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У детей такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и детей, разные стили управления педагогическими кадрами. Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение ребенка. Это: - психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу); - социальные (статус в классе, отношения с другими детьми вне класса и т.д.); - физические (пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.) Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира: · несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, . стрессовая тактика педагогических воздействий, · нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания; · предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; · изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; · педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; · формализм программных знаний; · нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, · недоверие к ребенку, к его желанию Проблема «При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи». Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения. Рассмотрим виды нагрузок во время урока. 1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний). 2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий). 3. Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физминуток. Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
Заповеди учителя – Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину ученику. – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. | |
Просмотров: 864 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |