Мероприятия [26] |
Конкурсы [2] |
Олимпиады [0] |
Новости [194] |
Шаповаловская школа [0] |
ОРКСЭ
[4]
Основы религиозных культур и светской этики
|
14:53 Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс | |
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» /4 класс/ Учитель: Демьяненко О.Ф. 1.Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2012. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. «Основы православной культуры» – это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Задачи учебного курса: 1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 2. Структура учебного предмета Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаѐт тон всем остальным.. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всѐ последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определѐнный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. Второй урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия». Культура – важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры. На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о православной культуре. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в третьем разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учѐтом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте. Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвѐртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником. Особо следует подчеркнуть, что в четвѐртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещѐ раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. 3.Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Количество часов – 35; в неделю –1 час. Результаты обучения не оцениваются. 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: · формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; · формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; · развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; · воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; · развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; · наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: · овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; · формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; · адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; · умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; · овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; · готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · определение общей цели и путей её достижения, умение · адекватно оценивать поведение свое и окружающих. Требования к предметным результатам: · знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; · знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; · формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; · осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. 5. Содержание курса Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 ч.) 1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16ч) 2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. 3. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. 4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. 5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. 6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. 7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. 8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. 9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. 10 Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. 11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. 12. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. 13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. 14. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. 15. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. 16. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. 17. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (16ч) 18. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. 19. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. 20. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. 21. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. 22. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. 23. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. 24. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. 25. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 26. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. 27. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. 28. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. 29. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 ч.) 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 31. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. 32-33. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 34-35Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
7. Учебно-методическое обеспечение ФГОС А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2011г. - А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г. - Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010г. Литература для учащихся: 1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996. 2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. 3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005. 4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. 5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.- 6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов. 8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997. 9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006. 10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004. 11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. 12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003. 13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993. 14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005. 15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. 16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. 17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004. 18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006. 19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 Литература для педагога: 1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»). 2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997. 3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается». АО «Форма-Пресс», Москва, 1994. 4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005. 5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002. 6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996. 7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005. 8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. 9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003. 10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997. 11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006. 12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007. 14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005. 15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004. 16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. 17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993. 18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007 19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. 20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг. 21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год. 22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000. 23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004. 24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2006. 8. Планируемые результаты Ученик научится :
Ученик получит возможность научиться:
Приложения Примерные темы творческих работ: 1. Темы сочинений: «Как я понимаю православие» «Что такое этика?» «Значение религии в жизни человека и общества» «Православный храм как произведение архитектуры» «Экскурсия в православный храм» «Православные святыни» «Шедевры православной культуры» «Православные праздники» «Крещение Руси как начало великой русской культуры» «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?» «Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?» «Возможен ли подвиг в мирное время?» «Мое отношение к людям» «Мое отношение к России» «С чего начинается Родина» «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества» «Мой дедушка – защитник Родины» «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий» 2. Темы исследовательских работ: Как христианство пришло на Русь Христианское отношение к природе. Святые в отношении к животным. Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других) | |
|
Всего комментариев: 0 | |